История Хлюта (продолжение)
Еще один надгробный камень с кладбища, здесь изображены - раннехристианский крест(1) и, видимо, языческий символ, что-то вроде "древо жизни".
Эрен йиф
Доисламского (скорее всего –зороастрийского) происхождения праздник лезгин “эрен йиф”- “яран-сувар” (слово “яр” имеет несколько значений: красный цвет, весна, возлюбленная). Характерной особенностью этого древнего весеннего земледельческого праздника является общественный показ готовности орудий труда, рабочего скота и инвентаря к пахоте. Праздник весны сопровождается разжиганием костров и прыганием через них, весельем, танцами и коллективным угощением на утро. От имени больных и малолетних выставляют у ворот горящие факелы. Считается, что огонь очищает тело, сжигает старые грехи, укрепляет организм, приобщает к божественному духу. В огонь нельзя плевать, запрещается долго смотреть на пламя: оно может ударить, сжечь, опалить, притупить зрение.
Пир
Пир (перс.«старик», «старец», «наставник», араб. шайх) — духовный наставник, покровитель, «святой». Термин “ Пир” распространен не только на Кавказе, но и в Иране, Афганистане, Пакистане, Индии.
У суфиев “Пир” — это основатели и руководители суфийских братств. Титул Пир носили также потомки-преемники основателя суфийского братства. В народе понятие “Пир” используется несколько шире. В отличие от суфийских наставников “Пир” обладал “святостью”, независимо от того, получил ли он какое-то образование, исповедует ли он учение того или иного братства и исполняет ли он его предписания, ведет ли вообще какую-то религиозную деятельность. Его авторитет и духовное главенство предопределялись исключительно происхождением от какого-либо известного духовного лица из числа руководителей суфийского братства.
Трудно объяснить происхождение традиции привязывания лоскутков ткани к священному дереву (жертвоприношение и загадывание желаний ). Этот обычай присутствует у многих народов (происхождение или языческое или от монголов). То, что мы называем словом “Пир” везде, где стоит священное дерево, возможно, это наложение разных вероучений, например: “Пир” который находится на “текке”- (текке- обитель дервишей, суфийский монастырь) одновременно и мазар —монумент (мавзолей), погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего(зираят), и поминальный зал, а священное дерево, к чему привязывают лоскутки ткани (оставляя пожертвование и загадывая желание )- возможно, языческого происхождения, а святой огонь (чирагъ), который зажигают по четвергам, из древней персидской религии - зороастризм.
В современном понимании “Пир” это – святилище (мавзолей) на могилах (зираятах) шейхов.
В Дагестане получило широкое распространение одна из главных особенностей суфизма - наличие культа, связанного с могилами святых. Такие захоронения суфийских шейхов – зияраты, стали объектами массового паломничества верующих.
Конечно, после октябрьской революции мы потеряли (прервали), как и все, историю своей религии, историю культуры и быта. Предстоит еще установить многое, в том числе- какое суфийское братство накшбандиев имело место в Хлюте, кто были Пирами (шейхами), кто захоронен (чьи зираяты) на “Текке” и т.д.
Текке
Текке или “Ханака” — обитель дервишей, “суфийский монастырь”.
Текке” существовали благодаря дарам и пожертвованиями.
Помимо комнат для дервишей “текке” включала в себя трапезную, мечеть и медресе.
В“текке” останавливались ученики шейхов и паломники.
Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращаясь для совместных постов и молитв.
Попрошайки( тюхъярагар), которые ходили (или ходят до сих пор) по селам и просили подаяния - это, возможно, видоизмененные дервиши.
Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться.
Сам шейх мог жить с семьей в одном из помещений комплекса (поэтому в “текке” могли быть и гаремы) и в специально отведенное время видеться со своими учениками, чтобы руководить их духовным развитием.