История древнего Хлюта.

Было желание узнать историю Хлюта, сколько лет, когда и кем было основано, откуда “Пирар”, откуда ”Эрен йиф”, не претендуя на абсолютную точность с исторической точки зрения (как науки), выяснились удивительные вещи.
Предположили, что в нашем случае мало что может дать более значимую историческую информацию, чем кладбище.Когда начали осматривать могильные камни на старом кладбище, то обнаружили много интересного, проливающего свет на историю и культуру хлютцев. Среди прочих камней, коих там великое множество, обнаружили камни, на которых были высечены удивительные символы.
Оказывается, все эти символы очень древние.

Попробуем проанализировать, опираясь на историю и исторические факты.

Происхождение названия страны лезгин-Албания.

Главным божеством у древних предков лезгин был Алпан (отсюда и «ЦIайлапан»-молния-“ огни Алпана”) — громовержец, как Зевс в греческой мифологии. По названию главного божества древние лезгины у греков получили название албаны (алпаны), а страна — Албания (Алпания). Недаром древнегреческий историк Страбон пишет, что албаны почитают богов Гелиоса (Солнце)-( рагъ- от египетского “Ра”-бог солнца), Зевса (Громовержца), Селену (Луну). Армяне называли Алпанию (Албанию) Агваном, иберы (Грузины) — Алваном.

Примерно с IV века до н.э. известно о лезгинах.

Общепризнанной является точка зрения о возникновении (V — IV вв. до н.э.) на востоке Кавказа государства Албания, о чем свидетельствуют албанские монеты собственного производства, датируемые IV — III вв. до н.э.

Примерно с I в н.э известно о Хлюте.

Вот что пишут по этому поводу христианские историки:
“ Если принять, что святой Елисей, прибыв к маскутам, начал проповедь в Чоле (Дербент), то дальнейший его путь должен быть вверх по долине Самура. Полагают, что в пути он посетил высокогорный аул Сурхары (отождествляется с аулом Зрых ( скорее всего это Хлют, в то что это Зрых слабо верится, в Зрыхе нет ни старых строений и ни одного культового сооружения, насколько известно), а оттуда направился в Киш / Гис, где построил церковь. Из Киша он пошел в Яргун (среднее течение правобережья Самура). Далее утверждается, что Елисей переправился через реку Самур и добрался до Гельмеца.”
Исследователи сходятся во мнении, что начало проповеди святого Елисея в Албании можно датировать не позднее 60-х годов н.э
А в 313 году н.э объявляется христианство официальной государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии царь Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых – противостоять зороастрийской Персии


Многие знают, что на хлютском кладбище есть, очень старые, еврейские могилы. В связи с этим возникает вопрос: откуда они взялись в Хлюте, когда и, главное, зачем?


Очевидно, что это происходило следующим образом:
Группа евреев, из состава беженцев , убежавших от римлян из Иерусалима
( в начале Iв н.э.), а может задолго до этого, двинулись на север, в кавказскую Албанию, в поисках безопасности и лучшей доли, но и с еще одной, очень важной, миссией - распространение христианства. Им необходимо было место, где они могли бы, не боясь, предаться своей религии и распространить ее.
И двигаясь вдоль Самура, они вышли на Хлют и создали там свою общину.

Возможны два варианта образования села Хлют,

1. Евреи создали Хлют, сначала это была обособленная еврейская община, позже к ним примкнули лезгины.
2. Евреи примкнули к устоявшейся лезгинской общине.
На мой взгляд, второй тезис более верный.
Как известно, до наших дней этнические евреи не дошли, ассимилировались и растворились, или, с приходом зороастристов или исламистов, часть из них ушла и пошла дальше, на север.

Что пишут по этому поводу специалисты:

Учитывая, что «христианство в первый период истории была Церковью чисто иудейской», и для распространения христианства было важным условием расселение евреев для пропаганды христианства.
Согласно повествованию древних историков, благодаря римской экспансии Палестины усилились миграционные процессы, и увеличился приток евреев в Кавказскую Албанию и они в основном осели у подножия проходов на Большой Кавказ, в частности, в Маджалисе, Дербенте, Мамраше, Кубе, Шемахе, Шеки, Гахе, Джиныхе.

Миграции евреев на Кавказ способствовало одно важное обстоятельство: здесь они не подвергались дискриминации; доброжелательство было нормой совместного проживания. Активность еврейской диаспоры не противоречила интересам местных народов, но, напротив, вносила позитивные черты в экономику и культуру, способствовала сближению Кавказа с мировой культурой.

Откуда Зороастризм (огнепоклонство) и как ее насаждали.

В 226 году к власти в Иране пришла династия Сасанидов. Во главе государства стоял шахиншах ("царь царей"), государственной религией стал зороастризм, т.е. огнепоклонство.
С захватом Албании Персией (III в.) идет процесс насаждения религии зороастризма, навязывания персидского языка и письменности.
Этноним "лезги" появился с захватом Кавказской Албании персами в III в. нашей эры от племенного названия леги, описанного античными историками Страбоном, Плутархом и др.
Иездигерд II (439-457 гг.) разрушал христианские церкви, насильственно насаждая зороастризм, прислал в Албанию (Арран) 700 магов, для уничтожения христианских церквей.
В ответ на это началось восстание албанов (лезгинов) и армян против персидского владычества в Закавказье, закончившееся кровопролитным сражением на аварийском поле недалеко от Маку в Атропатене (Персия) 26 мая 451 года.

Можно сделать следующий вывод:

Персы, после захвата Кавказской Албании, для упрочнения своих позиций и для насаждения своего языка, веры, письменности, приводили и расселяли по разным городам и селам Албании, большое количество персов и других покоренных персами народов.
Знак, который изображен на фото, это символ этой религии.

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий.
Огонь должен поддерживаться в местных общинах (село), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём , разрешает местные споры и проблемы. Огонь открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь, служит местом собрания общины.
“Эрен йиф”- “ночь зарев” и “чирагъар” скорей всего, тоже из этой религии, где большое внимание уделялось огню, их еще называли “огнепоклонниками”.

Возможны несколько вариантов проникновения зороастризма в Хлют:
1. Принудительное заселение носителей зороастризма - персов или прочих.
2. Что называется – “огнем и мечом.”

Ислам

Что пишут по этому поводу историки:
В начале VIII века южная территория Кавказской Албании подпала под власть арабов.
С этого времени начинается их интенсивная экспансия на север и в горные районы.
В период вторжения арабов Албания находилась в состоянии политической раздробленности. На ее территории в то время было множество самостоятельных и полу самостоятельных княжеств и союзов племен. Завоевание северной части Кавказской Албании для арабов было крайне трудным.
В 735 г. наместником становится Марван ибн Мухаммад- один из самых жестоких завоевателей Восточного Кавказа.
Пока Марван воевал в горах Восточного Кавказа, Царь Лакза ( к этому времени Кавказская Албания уже распалась на несколько составляющих, таких как - Ширван и Лакза)Авиз, сын Рамазана, отказался присоединиться к мусульманскому войску. За отказ от уплаты налогов против Авиза лично отправился арабский правитель Марван, "который предпринял поход с целью наказать этого Авиза, двинувшись по долине Самура, перебил жителей, разорил страну и оставался в ней целый год, не будучи в состоянии сломить сопротивление крепости, в которой заперся Авиз" . Исход противостояния решила смерть царя Авиза. Марван камня на камне не оставил от резиденции убитого царя города.
Подобным образом, обойдя города и села с огнем и мечом, арабы покорили области Фила, Микрах и Ахцах, Хлют и далее по Самуру.

Суфизм

Культовая практика суфизма основана на “зикрах”, как правило, “зикр” начинается произнесением первой части мусульманского символа веры, а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху) - собраниях суфиев с целью коллективных радений. “Зикр”-как правило, (погружение в транс и последующее созерцание), основаны на сложном музыкальном ритме, характерном для каждой общины , но существенно различающемся в разных суфийских общинах-- (скорее всего это то, что в Хлюте называют- мовлуд).

Великий лезгинский философ Хаким ибн Ибрахим ал-Лакзи ал-Хунлики ад-Дербенди (XI в.) дал, в том числе и такие нравственно-философские трактования основных норм суфизма:

1. Великий Аллах закрывает ворота удачи некоторым своим рабам по одной из шести причин: получил знания, но не действовал по ним; пользовались благоденствием, сопутствовали добрым людям, но не последовали их примерам; совершали грехи, но не раскаялись; похоронили покойников, не извлекли из этого урок; получили наследство, но не готовились к потусторонней жизни.
2. Наука постигается только учением, кротость достигается определенным терпением; мало пользы от тех, кто не учился, и от тех, кто не стремится быть мягким, терпеливым.
3. Откажись от зависти, избавишься от горя; откажись от сладкого наслаждения, избавишься от грехов.
4. Уважение к людям должно выражаться в трех формах: любить человека так, как его любит Бог; молиться за него, просить прощения за грехи; помочь ему раскаяться в грехах.
5. Уважение к родителям также выражается в трех формулах: уважать их, оказывать им почтение; взять их на иждивение, снабжать их всем необходимым; не поднимать на них голоса …


Монголы

В XIII веке Лезгистан попал под иго татаро-монгол.
Большей жестокости лезгины и другие народы северного Кавказа не испытывали не от персов, не от арабов.
Современник этих событий историк Ибн ал-Асир со слезами писал: "О, пусть бы моя мать никогда не родила меня! Пусть бы я умер до этого…"

Что пишут по этому поводу историки:

Весь путь захватчиков по земле лезгин и других народов был отмечен развалинами городов и сел, огнем пожаров, кровью мужчин, женщин и детей.
Монголы взимали налоги с исключительной жестокостью. За недоимки пытали, продавали в рабство, доводили до самоубийства. "У тех, кто не мог заплатить, отнимали сыновей и дочерей. Так они (монголы-мугъул) опустошали и разоряли страну", — пишет летописец XIII в. гянджинец Киракос . Бесчинства монголов, непосильное налоговое бремя и тяжелая феодальная эксплуатация обусловили глубокий упадок сельского хозяйства и ремесла в Албании. По словам Рашид ад-Дина, летописца XIII в., в начале 90-х годов XIII в. в стране 9/10 земли не обрабатывалось. В городах из каждых 10 домов 9 стояли необитаемыми . Монгольское завоевание затормозило историческое развитие Лезгистана и на некоторое время даже отбросило страну назад. Монгольское иго явилось одной из причин последующей социально-экономической отсталости Лезгистана.
Монголы почти уничтожили Лезгистан.


Промежуточные выводы касательно Хлюта:
1. Хлют основан до н.э.(стр. 3)
2. Известно о Хлюте начиная с I в.н.э.
3. С этого времени и до VIII-IX в., главенствующей религией в Хлюте является Христианство.
4. С VI в. в Хлют начинает проникать! зороастризм (огнепоклонство), хотя предполагается, что элементы зороастризма и иудаизма присутствовали и до христианства. И тут не все так просто, историки считают, что зороастризм так и не стал главенствующей религией, что Албания, а соответственно и Хлют, перешла из христианства в ислам.
5. С IX-X в. в Хлют начинает проникать! ( хотя и с большим сопротивлением со стороны местного населения) ислам, примерно с XI в., его разновидность-суфизм, а начиная XVIII в., мистическая разновидность суфизма - суфийское братство накшбандиев, через Мухаммада-Эфенди Яраги ( со всей ее атрибутикой – тарикат, шейх, дервиши, текке, пир, зираят, зикр -(ла илаха илла-Алаху) и т.д.


Продолжение следует..

Создать бесплатный сайт с uCoz