Хлют сегодня. Чем живет, что нового?
На первый взгляд, кажется, ничего, все по старому, но если внимательно посмотреть, то видно- изменения есть. О них ниже. В основном занимаются, естетественно, сельским хозяйством, выращивают капусту, картошку и прочие овощи. Если слегка проиронизировать, то можно сказать так: не только сельскохозяйственный образ жизни ведут но и выдают дочек замуж и женят сыновей. Другими словами- свадьбы.Свадьбы важная составляющая сельской жизни. Весной и осенью поглощены капустой, летом - свадьбами. Свадьбы еще называют мероприятиями. Играют свадьбы строго по очереди, преимущественно в Июле и в Августе и по давно установленному регламенту. Играют шумно, несколько дней, с обилием еды, питья и гостей. В конце лета созревают овощи, да и скот набирает вес, в этом смысле очень выгодно. Сыграть свадьбу бедно считается плохим тоном- не может позволить себе даже самый неимущий. Свадьбы бывают более шумные и менее шумные. Если свадьба в доме у какого-нибудь важного человека, то свадьба шумная, статусная, а если свадьба в доме обычного селянина, то менее шумная, менее пышная. В горных селениях, да и вообще на Кавказе, о достатке семьи непременно должны знать все. По этой причине с неохотой вкладывают деньги даже в собственный быт (непубличные траты), практически весь денежный приход в семью тратится на общественно значимые мероприятия или на публичные дела. Свадьба показывает насколько богат хозяин и, таким образом, определяется степень уважаемости данного человека. Свадьба, в какой-то степени, определяет или подтверждает социальный статус селянина. Многие, кто уже давно не живет в Хлюте, играют свадьбы своих детей, в том числе и в селе. В процедуру и регламент свадьбы крайне редко вносятся коррективы. Свадьба давно перестала строго отвечать первоначальным своим требованиям, свадьба - это в первую очередь мероприятие, а потом все остальное. Конечно, при всем при этом, свадьба остается единственным радостным, счастливым событием для многих, особенно для женщин, как вспышка света в темном царстве.
Основной источник дохода для большинства сельчан - это капуста. Выращивают и продают. Капусту выращивают в Хлюте уже, примерно, пятьдесят лет. Крайне тяжелое и однообразное занятие, я вам скажу, и крайне не благодарное. Позволю себе прооперировать с кое-какими цифрами, чтобы было понятно, за какие деньги столь тяжелый труд. Начинают капустную страду где-то в Апреле, сеют семена для саженцев, вскапывают участки - где нельзя техникой, а заканчивают уборкой где-то в Октябре, дальше несколько месяцев ответственного хранения, эти несколько месяцев мы oпустим. Итого получается семь месяцев полноценной работы. Усредним и предположим, что среднестатистическая семья собирает урожай примерно 15 тонн. Учитывая, что цена капусты крайне неустойчива, для точности расчетов возьмем не год, а пять. И примем во внимание, что не все продают сразу, а растягивают продажи на несколько месяцев, соответственно, капуста теряет в весе, бывали года, когда даже выкидывали. С учетом всего этого получаем потери примерно -30%. Учитываем расходы на технику, удобрения, химикаты и прочее. Итак, за пять лет средняя цена, примерно, пять рублей . Путем нехитрых расчетов получаем, что отдельно взятый человек работает за 1500-2000рублей в месяц. Получается рабский труд!!! Алчность - хозяин, а люди рабы. Действительно, происходящая «капустная лихорадка», иначе как самоуничтожением народа назвать нельзя. Те немногие, которые дожили (живут) до восьмидесяти и более, это те, у кого отсутствовала алчность, кто не дал капусте насиловать себя, те, кто прожил по известному принципу - по одежке протягиваю ножку.
Смертность в Хлюте выше рождаемости. Население уменьшается и тому много причин. Маленькие семьи, в Дагестане меньше всех детей в лезгинских семьях и, соответственно, в хлютских.
Колоссальный (для маленького села) отток людей в репродуктивном возрасте (уезжают из села, не хотят здесь жить), если так и дальше будет продолжаться, то, лет через пятьдесят, в селе никого не останется.
Живут не долго, от хваленного горского долголетия не осталось и следа. Мало кто доживает до семидесяти лет. Тут, я думаю, несколько причин, главная причина – водка. Пьют все время и очень много, причем дешевую и, естественно, низкокачественную (суррогатную). Вторая проблема – это капуста, бесконтрольное использование химикатов сомнительного происхождения и без защиты, удобрений в чудовищных количествах. Это понятно - земля истощена многолетним выращиванием одной и той же культуры, надо восполнить удобрениями, иначе капуста не будет расти. А это нитраты, я вообще не представляю, как эту капусту, а заодно и остальные овощи, можно есть, это же чистая отрава. И с ужасом представляешь, каким отравленным воздухом дышат люди летом.
Третья проблема – медицина, мало кто обращается к врачам, стараются лечиться народными средствами или вообще не лечиться, надеясь на авось. Четвертая проблема - дома. Живя практически в северных широтах, дома строят пригодные для жизни, разве что в Дербенте. Понятно, что строят из подручных и, соответственно, дешевых материалов (саман и валуны). Стены насквозь пронизаны щелями, нужно утеплять. Зимой, совершенно, не держат тепло. А зима в Хлюте точно такая же, как в Москве, или почти такая же, с Октября по Апрель холодно. Представьте себе, зимой отапливается одна комната, в лучшем случае две, куда естественно, забивается вся семья. Помимо всего прочего - это огромные неудобства. Отапливаются буржуйками (маленькие железные печки из тонкого листа, тепло не держат). Буржуйки как отапливают помещение вначале, так и вытягивают тепло из помещения после. И это притом, что дрова большая проблема, их нужно покупать, и стоят они не дешево. К утру в комнате, где спят дети, может быть ноль градусов. Если бы женщины не вставали среди ночи и не подкидывали дров, ситуация была бы куда более плачевной. Но, многие сейчас топят углем, говорят уголь горит долго и к утру еще тепло, не знаю. Из-за плохой отапливаемости домов распространены легочные и прочие хронические заболевания.
Туалеты – это еще одна важная проблема, из-за плохих и обдуваемых холодными ветрами туалетов многие зарабатывают букет всевозможных болезней, особенно женского пола. Некоторые (особо ленивые) говорят, что наши предки жили, жили долго и ничего. Во-первых, они были умнее, они понимали все эти проблемы. Если посмотреть на их дома, то видно, что расположены они вплотную друг к другу, т.е. худо - бедно держали тепло. Туалеты были в хлеву, где тепло и не дует. Одним словом, туалеты нужно хотя бы закрывать от сквозняков, а еще лучше, подходить к их постройке более ответственно.
Несколько слов о быте. Быт неустроенный, тяжелый, условий никаких. У подавляющего большинства нет элементарных жизненных условий. Нет отопления, нет воды, придомовую территорию практически полностью засаживают овощами, пространства для жизни нет, сплошная густая глина, во что превращается дом после небольшого дождя, не говоря о дождливых сезонах? Бедные женщины!!! Понятно, почему каждая молодая женщина мечтает уехать из села. Женщины Хлюта делятся на три категории: те, кто уже уехал, те, кто мечтает уехать и те, у кого не получилось. Их можно понять. На женщинах села колоссальная нагрузка, алгоритм жизни убийственный, они тянут непосильную ношу, не тянуть не позволяет общественное мнение. Одним словом - безысходность. Мужики в Хлюте не участвуют в домашних делах. Мужики должны заниматься только мужскими делами, но к «счастью», мужских дел в Хлюте практически не осталось, все что осталось - все женские. От этого «счастья» хлещут водку. Весь быт на женщинах, а это - уход за детьми, стирка, готовка, уборка помещений и прилегающих к дому территорий, доставка воды, выпечка хлеба, уход за домашним скотом, иногда и топливо для буржуйки, плюс прополка капусты и прочих овощей, обработка химикатами, удобрения, уборка урожая. Всегда принимает самое активное участие во всех процессах капустооборота. В нагрузку к женщине, хлютские мужики получают: мать его детей, няню, доярку, пастуха, прачку, повара, пекаря, уборщицу, посудомойку, водопровод, садовода, агронома, грузчицу, ассенизатора, хранительницу сельских обычаев (и рьянного их следователя), учительницу, заготовителя продуктов на зиму, … . Причем, все это делается ответственно, не жалея сил, естественно это приводит к изнашиванию организма, болезням ,преждевременному старению. Вопиющая несправедливость заключается еще и в том, что женщина всегда участвует в мужских делах, а мужик в женских - никогда!!! Понятно, что горский мужик никогда не будет участвовать, но хотя бы создать условия. Теплый дом, вода, небольшое помещение с буржуйкой для стирки и мытья детей, сухой и чистый двор.… И еще несколько странных и не подающихся логике ситуаций. 1) Узкие дороги. Все люди остро нуждаются в грузовом транспорте, однако, каждый кто может, ворует общую дорогу путем прибавления ее к собственной территории. 2) Практически невозможно нанять рабочих за деньги, например строителей, не говоря уж о других, никто не хочет работать на другого односельчанина, даже за деньги. Но, если и получится уговорить, то наниматель должен носиться с ними как с младенцами, кормить и поить их, и при этом ежеминутно подтверждать их значимость и что они очень уважаемые люди. Но, вне села готовы работать в не самых лучших условиях, терпеть тяготы и лишения, зачастую без денег. Многие молодые ребята уехали из села за лучшей долей. Большинство работают вахтовым методом на крайнем севере, время от времени навещают свои семьи или своих родителей. Работают в тяжелейших условиях, правда, и зарабатывают неплохие деньги. Честь им и хвала, что они не боятся тяжелых условий, работают, ведь им нужно содержать свою семью и помогать престарелым родителям. Исходя из всего происходящего можно сделать вывод, что ситуация в Хлюте, за последние двадцать лет, изменилась и ключевым изменением является следующее: если раньше основным источником (безбедного) существования была капуста, то теперь (хоть какого-то) пенсии и выездные заработки.
Что происходит с властью. Время от времени в Хлюте проходят выборы главы местной администрации. Говорят: идет политическая борьба между кандидатами. Говорят: не между ними, а между их кланами, клан не совсем верное слово, скорее - между племенами. Ужасно обидно думать, что в двадцать первом веке, когда люди создали «андронный коллайдер», в Хлюте еще существуют родоплеменные отношения, племена решают, как быть и что делать. Есть подозрение, что эти отношения крепчают, что же получается, когда весь мир развивается и идет вперед, Хлют стремительно падает в средневековье? Афганистан??? Все прекрасно знают, что у села есть бюджет, деньги, которые государство выделяет селу на развитие и социальные нужды, т.е. для народа, для всех. Понятно, что эти деньги, не на какие общественно полезные деяния не пойдут - эти деньги будут разворованы и поделены между главой администрации Рутульского района и главой администрации села, они пойдут на их собственные нужды. Я далек от мысли, что те люди или кланы, которые навязывают народу своего человека, думают о том, чтобы эти деньги потратить по назначению. Глава администрации Рутульского райна, потратив огромные деньги на свое избрание и переизбрание, должен вернуть «вложенное» и получить сверху, так сказать «прибыль». И откуда он их вернет, ведь известно, что администрация района - это не бизнес структура. Глава района сидит на окладе. Конечно, будет воровать деньги выделенные селам на развитие, в сговоре с главами администраций сел. Эту проблему нужно решить, и она решаема достаточно легко, для начала надо твердо усвоить, что именно сельчане выбирают (сами назначают себе) главу и платят ему зарплату. Следовательно, имеют полное право (должны) с него спрашивать. Пока сельчане не начнут действовать единым кулаком, проблему не решить. Власть всегда боится сплоченности людей, потому что сплоченный народ – это сокрушительная сила, которой власть боится как огня. Отсутствие дорог, проблема мусора – это самые очевидные, вопиющие и первоочередные задачи, стоящие перед главой администрации села. На эти цели государство выделяет деньги. Привести в порядок дороги хотя бы в тех местах, где пересекаются с арыками. Раньше, когда весь мусор был органического происхождения, проблем не было, природа сама справлялась, но, когда сейчас кругом полиэтиленовые пакеты, бумага, пластик, полиэтиленовые мешки, природе не справиться. Если период полураспада картофельных очисток или капустных огрызков – три четыре дня, то период полураспада пластика, более пятидесяти лет. Глава обязан решить эту проблему (иначе село зарастет мусором), запретить выбрасывать мусор на улицы и в арыки (централизованно собирать), запретить выбрасывать экскременты в арык, ночью по всему селу распространяется запах фекалий, ведь, помимо всего прочего, все это попадает в огороды, так и до холеры не далеко. Во всем мире, в местах, где нет мусороуборочных служб – роются централизованные ямы, мусор собирается туда, когда яма заполняется - сжигается, вот и вся проблема. Весной по Хлюту прошелся ураган, который разрушил многие жилые дома и прочие строения, нанося большой урон и без того бедствующим людям. Говорят, приезжали люди, выясняли, записывали, фотографировали, делали съемки - и тишина. Спрашивается: - для чего? А для того, чтобы получить у государства деньги на оказание материальной помощи людям, пострадавшим от стихийного бедствия. Уверен, что государство эти деньги выделило и где они? Их украли, на эти деньги глава администрации Рутульского района купил очередную квартиру в Махачкале. Что-то, может быть, перепало и главе администрации села. Конечно, немалая часть этих денег воруется еще в Махачкале. Махачкала это особая тема. Дагестан глубокодотационный регион, а по количеству богатых не уступает многим другим регионам, т.е. экономики нет, а богатые есть!
Короче говоря, выбирать нужно достойного человека, кто не будет думать о своем кармане, а будет думать о людях, об их проблемах.И жить будет легче, удобнее, комфортнее, красивее, веселее, и все будут гордиться собой (что они это сделали) и своим селом.
Есть явные признаки того (особенно утренний призыв к молитве), что, в русле общедагестанских тенденций, в село возвращается религия. Это конечно хорошо, люди безбожники – нет ничего хуже. Первые шаги в этом направлении предпринималось еще много лет назад. Воссоздали купол старой мечети (или молельного дома), многие люди поднесли в дар мечети кто что мог. Некоторые, «особо предприимчивые люди», вдохновленные и взволнованные величием момента, начали безобразную суету вокруг религии и мечети, тем самым, на мой взгляд, дискредитировали религию и без того тяжело укореняющуюся в Хлюте. И, видимо, извлекли из ситуации все что могли, потеряли интерес и свалили. Но, слава Аллаху, все позади. Религия возрождается. Есть много ребят, которые хотят посвятить себя служению Аллаху. Получили религиозное образование, приехали в село. Но эти ребята пока могут служить только для исполнения обрядов, быть духовными наставниками им еще рано, а Хлюту сегодня нужен, именно, духовный наставник, человек, который мог бы объяснить, как жить и для чего. Среди сельских священнослужителей есть такой. Он мог бы быть духовным наставником. Этот человек не был верующим большую часть своей жизни и вел обычный образ жизни. Но, в один момент он сказал себе: «нет, так жить нельзя» и повернулся к богу, начал вести праведный образ жизни, служить в качестве священнослужителя и прекрасно с этим справляется. Именно такие люди нужны Хлюту сегодня, именно такие люди могут быть духовными наставниками. Духовный наставник, прежде всего - человек умный, прогрессивный, мудреный жизненным опытом, человек, который своим примером дает урок жизни всем остальным, это человек, который должен вернуть в души людей бога, наполнить жизнь смыслом, задать ориентиры, наполнить жизнь нравственностью. Не требуется от него хорошего знания арабского языка, не требуется от него арабского прононса при чтении молитв. Все-таки Хлют не Саудовская Аравия. Я имею ввиду - муллу Нетифа. Все изложенное базируется на двух принципах, первый мы декларируем, а вторым мы руководствуемся: – важна не форма, важно содержание и выбираем из того, что есть.
Теперь несколько слов об заметных (визуальных) изменениях, которые произошли в Хлюте, которых нельзя обойти. Произошли они двадцать лет назад. Тогда развалилось государство, в котором селу жилось лучше, чем когда-либо в своей многовековой истории (это так, к слову). Именно тогда (как последний коллапсирующий выдох исчезающей страны) в селе произошли ужасные по своей разрушительной силе изменения, которые не происходили, может быть, со времен раскулачивания и создания колхоза. Те, кому двадцать пять и более помнят, какие фантастические сады окружали село. Редкие по красоте и разнообразию фруктов. Чего там только не было: абрикосы - десятки сортов, сливы - десятки сортов, яблоки, груши, вишни, … . А какие вековые черешневые деревья, грецким орехам – не одна сотня лет, шелковичные деревья. Сады эти были разбиты нашими предками в течение долгих лет, заботливо разнообразив ассортимент фруктов для своих потомков. Фрукты хорошо растут в наших условиях. И эти сады не были колхозными, они были народными, общими. Не было никакой необходимости уничтожать эти сады с развалом колхоза. Образно выражаясь, эти сады были «душой» села. Именно при этих садах велика была вероятность рождения селом поэтов, композиторов, художников, но, к сожалению, с исчезновением садов исчезла и вероятность. В капустной грядке поэты не рождаются. Та часть этих садов - с восточной стороны, в самом начале, была еще более древней, вернее это был не совсем сад, а что-то вроде «мини джунглей». Смешанный из плодовых и неплодовых деревьев, и кустарников. Как «блок пост» при входе в село стояли они, загораживая от восточных ветров, то и дело поднимающихся верх по самурской долине. Говорят, с исчезновением «мини джунглей» начали досаждать частые и сильные холодные ветра, доставляя дискомфорт жителям. Это физическое предназначение этих «мини джунглей», а какое эстетическое удовольствие доставляли они посетителям? Тут без аллегорий не обойтись. Если раньше Хлют казался зеленным оазисом среди выжженных гор, то теперь- как саманный островок в море капусты.
Не складываются в ряд слова, чтобы описать, что сделалось с садами. Только набором фраз (как крик души): за одну ночь, потерявши разум, алчностью одержимые, ржавыми топорами да дрожащими руками… . Конечно, село живет и будет жить, но как?
Пока все.